МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 3 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
(МКДОУ детский сад № 3)
ОГРН 1026601905098 ИНН 6634007832 КПП 667601001
623950, Свердловская область, г. Тавда, ул. Куйбышева, 7а,
тел. 8 (34360)5-36-24, E-mail: mdou3-tavda@mail.ru
Краткая презентация Программы дошкольного образования
Образовательная программа дошкольного образования муниципального казенного
дошкольного образовательного учреждения детский сад № 3 комбинированного вида
(далее – Программа) разработана в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом
Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России
14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения
России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г.,
регистрационный № 72264) (далее – ФГОС ДО) и федеральной образовательной
программой дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от
25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г.,
регистрационный № 71847) (далее – ФОП ДО).
Нормативно-правовой основой для разработки Программы являются следующие
нормативно-правовые документы:
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных
целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении
основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей»
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»
Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1
Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»
распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 999-р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года»;
федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
(утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155,
зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в
редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в
Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264);
федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом
Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте
России
28
декабря
2022
г.,
регистрационный
№
71847);
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044?index=2
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного
образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 года № 373,
зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г., регистрационный № 59599);
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи
(утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря
2020 г., регистрационный № 61573);
Устав МКДОУ;
Программа развития МКДОУ.
Цель Программы - разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных
ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.1
К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего,
жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение
Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья,
созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и
преемственность поколений, единство народов России.
Задачи:
обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых
результатов освоения образовательной программы ДО;
приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям
российского народа - жизни, достоинству, правам и свободам человека, патриотизму,
гражданственности, высоким нравственным идеалам, крепкой семье, созидательному
труду, приоритету духовного над материальным, гуманизму, милосердию,
справедливости, коллективизму, взаимопомощи и взаимоуважению, исторической памяти
и преемственности поколений, единству народов России; создание условий для
формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта
действий и поступков на основе осмысления ценностей;
построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе
учета возрастных и индивидуальных особенностей развития;
создание условий для равного доступа к образованию всех детей дошкольного возраста с
учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ
патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его
инициативности, самостоятельности и ответственности;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития,
охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и
достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего
образования.2
1 Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом
Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044?ysclid=liudkx8uri367352912&index=5
2 Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом
Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28декабря 2022
г., регистрационный № 71847), с.4, п. 14.2.
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044?ysclid=liudkx8uri367352912&index=5
Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа
Ежегодный контингент воспитанников формируется на основе социального заказа
родителей. Контингент воспитанников МКДОУ детский сад № 3 распределен по возрастным
группам в соответствии закономерностями психического развития ребенка (или с общими
характеристиками возрастного развития детей или с возрастными характеристиками детей).
Образовательная программа дошкольного образования обеспечивает всестороннее
развитие детей в возрасте от 2-месяцев до 8 лет, в том числе одарённым детям и детям с
ограниченными возможностями здоровья, с учетом их возрастных и индивидуальных
особенностей по всем основным направлениям Программы, обеспечивает достижение
воспитанниками готовности к школьному обучению.
Для детей – инвалидов и детей с ОВЗ.
-Обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с ОВЗ с учетом
рекомендаций специалистов (учителя-логопеда, педагога – психолога, учителя дефектолога);
-консультирование родителей (законных представителей) детей с ОВЗ по вопросам
воспитания ребенка в семье.
Для одарённых детей.
-Обеспечение индивидуального подхода к каждому одарённому ребёнку с учетом
рекомендаций специалистов (воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по
физической культуре, педагога-психолога);
- консультирование родителей (законных представителей) одарённых детей по вопросам
воспитания ребенка в семье.
В ДОУ функционирует 7 групп:
Группа раннего возраста (1-1,5 года) – 1
1 младшая группа (1,5-3 года) – 1
2 младшая группа (3-4 года) – 1
средняя группа (4-5 лет) – 1
старшая группа (5-6 лет) – 2
подготовительная группа комбинированной направленности (6-7 лет) – 1
*Возрастные особенности развития детей и задачи развития для каждого возрастного
периода Программы совпадают с Федеральной образовательной программой дошкольного
образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
25 ноября 2022 г. N 1028 (п.15.1-15.3).
Используемые программы
Обязательная часть Программы построена на содержании Федеральной образовательной
программы дошкольного образования, утвержденной приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. N 1028.
В части Программы, формируемой участниками образовательных отношений:
Парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
О.Л. Князевой определяет новые ориентиры в нравственно – патриотическом воспитании
детей, основанные на их приобщении к русскому народному творчеству и культуре.
Программа расширяет представления детей о традициях русской народной культуры: места
проживания наших предков; быт и основные занятия русских людей; историю одежды,
кухни; народные приметы, обычаи, праздники, художественные промыслы, песни, игры.
Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Программа учитывает особенности взаимодействия педагогического коллектива с
семьями воспитанников.
Цели:
Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности
родителей
(законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления
здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
Обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и
семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.
Особое внимание в просветительской деятельности МКДОУ детский сад № 3 уделяется
повышению уровня компетентности родителей (законных представителей) в вопросах
здоровьесбережения ребенка.
Задачи взаимодействия детского сада с семьей:
изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения,
развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а
также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании
дошкольников;
информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о
возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам
сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и
родителей с детьми;
привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях,
организуемых в районе (городе, области);
поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и
потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Принципы в работе с семьями воспитанников: открытость детского сада для семьи;
сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей; создание единой развивающей
предметно – пространственной среды, обеспечивающей единые подходы к развитию
личности в семье и детском коллективе.
Согласно п. 26.5 ФОП ДО3, деятельность педагогического коллектива ДОО по
построению взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся
осуществляется по нескольким направлениям:
Диагностико –аналитическое
получение и анализ данных о семье, её запросах в отношении охраны здоровья и развития
ребёнка;
об уровне психолого - педагогической компетентности родителей
(законных
представителей);
планирование работы с семьей с учётом результатов проведенного анализа;
согласование воспитательных задач;
Просветительское
Просвещение
родителей
(законных представителей) по вопросам:
особенностей психофизиологического и психического развития детей младенческого,
раннего и дошкольного возрастов;
выбора эффективных методов обучения и воспитания детей определенного возраста;
ознакомление с актуальной информацией о государственной политике в области ДО,
включая информирование о мерах господдержки семьям с детьми дошкольного возраста;
информирование об особенностях реализуемой в ДОО образовательной программы;
условиях пребывания ребёнка в группе ДОО;
содержании и методах образовательной работы с детьми
Консультационное
Консультирование родителей (законных представителей) по вопросам:
их взаимодействия с ребёнком, преодоления возникающих проблем воспитания и обучения
детей, в том числе с ООП в условиях семьи;
особенностей поведения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и педагогом;
возникающих проблемных ситуациях;
способам воспитания и построения продуктивного
взаимодействия
с
детьми
младенческого,
раннего
и
дошкольного возрастов;
способам организации и участия в детских деятельностях, образовательном процессе и т.д.
Незаменимой формой установления доверительного делового контакта между семьей и
МКДОУ детский сад № 3 является диалог педагога и родителей (законных представителей).
Диалог позволяет совместно анализировать поведение или проблемы ребёнка, выяснять
причины проблем и искать подходящие возможности, ресурсы семьи и пути их решения. В
диалоге проходит просвещение родителей (законных представителей), их консультирование
по вопросам выбора оптимального образовательного маршрута для конкретного ребёнка, а
также согласование совместных действий, которые могут быть предприняты со стороны
ДОО и семьи для разрешения возможных проблем и трудностей ребёнка в освоении
образовательной программы.
Исследование социального статуса семей воспитанников проводится ежегодно, в сентябре и
является фундаментом для совершенствования планирования работы с родителями,
направленной на личностно ориентированный подход к семьям. Исследования за последние
три года позволяют сделать вывод о наметившейся тенденции к увеличению молодых и
многодетных семей. Практическое применение данных исследования, позволяет построить
гармоничные взаимоотношения в рамках педагогического треугольника: педагог – ребёнок –
родитель.
3 Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения
России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный
№ 71847), с.163 п. 26.5. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044?index=164