Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №3 комбинированного вида
623950 г. Тавда, ул. Куйбышева 7а, тел.: 5-36-24
Принята на заседании
педагогического совета
МКДОУ детский сад №3
Протокол № 1 от 29.08.2025г.
Утверждена
Заведующим МКДОУ детский сад № 3
Приказ № 137 от 29.08.2025г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Звуко-град»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 2 года (72 часа)
Автор-составитель:
Купцова Л.А.,
учитель-логопед
г. Тавда
Оглавление
№
п/п
I.
1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.
1.8.
1.9.
1.10.
1.11.
1.12.
2.
2.1.
2.2.
3.
3.1.
3.2.
4.
II.
1.
2.
3.
4.
III.
1.
2.
Содержание
Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Направленность программы
Актуальность программы
Отличительные особенности программы
Педагогическая целесообразность
Адресат программы
Объем программы
Формы обучения
Методы и приемы обучения
Тип занятия
Формы проведения занятия
Срок освоения программы
Режим занятий
Цели и задачи программы
Цели программы
Задачи программы
Содержание программы
Учебный план
Содержание учебно-тематического плана
Планируемые результаты
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Условия реализации программы
Формы аттестации
Методические материалы
Список литературы
Основная
Дополнительная
№
страницы
3
3
6
6
6
6
7
7
7
8
8
8
9
9
10
10
10
11
11
12
14
15
15
15
16
16
18
18
18
2
I. Комплекс основных характеристик программы
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности для детей дошкольного возраста
(5-7 лет) «Звуко-град» МКДОУ №3 г. Тавды разработана на основе и с
учетом нормативно-правовых документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее - ФЗ);
Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 №
295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации»;
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 №
124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
(в редакции 2013 г.);
Концепция развития дополнительного образования детей до
2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской
Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р;
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474
«О национальных целях развития Российской Федерации на период
до 2030 года»;
Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809
«Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению
традиционных
российских
духовно-нравственных
ценностей»;
Постановление
Главного
государственного санитарного
врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (далее - СанПиН);
Постановление Главного государственного санитарного врача
РФ от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и
норм»;
Постановление Правительства Российской Федерации от
11.10.2023 № 1678 «Об утверждении Правил применения организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
3
образовательных программ»;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (далее - Порядок);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей»;
Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и
Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;
Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями
по проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)»;
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических
рекомендациях»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями по организации образовательной деятельности с
использованием сетевых форм реализации образовательных программ»;
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации
от 30.12.2022 № АБ-3924/06 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями «Создание
современного инклюзивного образовательного пространства для детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе
образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные
общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»);
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации
от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной
деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных
общеобразовательных программ с применением дистанционных
образовательных технологий»;
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области
4
на период до 2035 года»;
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении
Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в
социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных
программ в соответствии с социальным сертификатом»;
Устав МКДОУ детский сад № 3 комбинированного вида;
Основная общеобразовательная программа – образовательная
программа дошкольного образования МКДОУ детский сад №3
комбинированного вида утвержденная приказом от 30.08.2024г № 107.
5
1.1. Направленность программы
Данная программа имеет социально-гуманитарную направленность.
1.2. Актуальность программы
Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе
приобретают все большее значение. От того, как ребёнок будет введён в
грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в
усвоении русского языка в целом. Школа и родители заинтересованы в том,
чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к
обучению, то есть имели бы развитый фонематический слух, хорошую
устную речь, правильно поставленные первоначальные навыки в делении
слов на слоги, умели правильно держать карандаш и свободно
ориентироваться на листе бумаги. Дети, получившие такую подготовку,
легко овладеют в школе процессом чтения и письма. Актуальность данной
программы обусловлена поиском путей совершенствования процесса
подготовки к обучению чтению детей старшего дошкольного возраста.
1.3.
Отличительные особенности программы
От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его
адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи,
психическое самочувствие. Доказано, что у детей, не готовых к
систематическому обучению, труднее и дольше проходит период
приспособления к учебной деятельности. У этих детей слабо развиты связная
речь и умственные способности, они не умеют задавать вопросы, сравнивать
предметы, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к
элементарному контролю над собой.
Развитие речи ребенка - эта главная и приоритетная задача педагогов,
работающих с детьми дошкольного возраста.
1.4.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что
дети, занимающиеся на занятиях, приобретают:
знания, умения и навыки речевого развития, направленные на
6
подготовку учащихся к школьной деятельности;
навыки социальной адаптации (коммуникативность, активность,
смелость, общительность и др.);
уверенность в своих силах, желание достичь лучшего
результата.
1.5.
Адресат программы
Данная программа предназначена для детей дошкольного возраста с 5
до 7 лет.
1.6.
Объем программы
Объем учебного времени, предусмотрен учебным планом
образовательного
учреждения
на
реализацию
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
социальногуманитарной направленности для детей дошкольного возраста «Звуко-град»,
составляет:
№
Год обучения
п/п
1. 1 год обучения
2.
2 год обучения
Всего
1.7.
Количество
недель в год
36
Количество
часов в год
36
36
36
72
72
Формы обучения
Форма
обучения
по
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе социально-гуманитарной направленности для
детей дошкольного возраста «Звуко-град» - очная.
7
1.8.
Методы и приемы обучения
Методы
Игровой
Наглядный
Словесный
Практический
Приемы
Дидактические игры
Словесные игры
Игровые ситуации
Игровые упражнения
Иллюстрация с примерами
Демонстрация позиций на доске
Показ
Беседа
Рассказ
Объяснение
Дидактические упражнения
Логопедические упражнения
Звуковой анализ слов
Упражнения (подражательно-исполнительского и
творческого характера)
Игры-соревнования
Репродуктивный Воспроизведение освоенных способов деятельности
1.9.
Тип занятий
Основные типы занятий по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе социально-гуманитарной направленности для
детей дошкольного возраста «Звуко-град»:
теоретический,
практический,
контрольный (викторины: «По дорогам Звуко-града», «Знайки
Звуко-града»).
1.10. Формы проведения занятий
Основной формой организации образовательного процесса является
занятие.
Занятия проводятся во фронтальной форме. Формы и приемы работы
на занятии: игра, упражнения, самостоятельная деятельность детей,
повторение за взрослым, выполнение заданий-упражнений.
8
Нормализации нагрузки, предупреждению утомляемости способствует
включение в занятие разнообразных видов деятельности обучающихся слушание педагога, беседы, наблюдения, применение игр (артикуляционная,
дыхательная, пальчиковая гимнастика и т.д.). Одним из важных условий,
обеспечивающих усвоение знаний, является их систематическая оценка и
проверка.
1.11. Срок освоения программы
Исходя из содержания дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности для
детей 5-7 лет «Звуко-град»:
36 недель в год/ 72 недели за 2 года;
9 месяцев в год/ 18 месяцев за 2 года;
всего 2 года.
1.12. Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня.
Продолжительность одного занятия зависит от возрастной категории детей и
определяется с учетом требований СанПиН: для детей 5-6 лет – 25 минут для
детей 6-7 лет – 30 минут.
Длительность деятельности с детьми может варьироваться в
зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации
детской деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности
детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками.
Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации, мастерклассы.
Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации,
мастер - классы, анкетирование, родительские встречи, информационные
стенды.
9
2. Цели и задачи программы
2.1. Цели программы
Формирование у детей навыков звукового моделирования
графических навыков печатного письма.
слов,
2.2. Задачи программы
Образовательные:
формировать умение делить слова на слоги;
формировать умение проводить звуковой разбор слова.
Развивающие:
развитие у детей фонематического слуха и фонематического
восприятия;
развитие умений звукового и слогового анализа, сопоставления
звуков по их артикуляторным и акустическим признакам;
развивать умение различать гласные и согласные (мягкие,
твердые, звонкие, глухие) звуки;
развивать умение соотносить звук и букву;
развивать умения вслушиваться в звучание слов, узнавать и
называть заданные звуки;
развивать мелкую моторику рук, графические навыки написания
печатных букв;
способствовать развитию интонационной стороны речи;
способствовать сенсомоторному развитию детей.
Воспитательные:
воспитывать интерес к родному языку;
воспитывать бережное отношение и привязанность к культурным
ценностям родного языка;
воспитывать стремление к общению со взрослыми и сверстниками.
10
3. Содержание программы
3.1. Учебный план
1 год обучения
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
№
п/п
1.
2.
3.
Перечень разделов
содержания
образования
(модулей)
Вводное занятие
Развитие
артикуляционного
аппарата
Развитие мелкой
моторики руки
Знакомство со
звуками и буквами
Развитие
интонационной
стороны речи
Итоговое занятие
Всего
Перечень разделов
содержания
образования
(модулей)
Вводное занятие
Развитие
артикуляционного
аппарата
Развитие мелкой
моторики руки
Количество часов в год
теория
практика
всего
1
-
1
1
3
4
1
3
4
7
17
24
1
1
2
11
1
25
1
36
2 год обучения
Количество часов в год
теория
практика
всего
1
-
1
-
2
2
1
2
3
Форма
промежуточной
аттестации
Викторина
«По дорогам
Звуко-града»
Форма
промежуточной
аттестации
Викторина
«Знайки
Звуко-града»
11
4.
5.
7.
Знакомство со
звуками и буквами
Развитие
интонационной
стороны речи
Итоговое занятие
Всего
3.2.
8
18
26
1
2
3
11
1
25
1
36
Содержание учебно-тематического плана
1 и 2 год обучения
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Тема урока
Характеристика деятельности учащихся
Вводное занятие
Знакомство.
Знакомство с органами артикуляции.
Знакомство с понятиями: «звук», «буква»,
«слог», «слово».
Работа по развитию артикуляционного
аппарата (артикуляционные и дыхательные
гимнастики).
Развитие
артикуляционного
аппарата
Развитие мелкой
моторики руки
Работа по развитию мелкой моторики
(пальчиковая гимнастика).
Обведение по контуру, штриховка,
печатание букв, слогов, слов.
Знакомство со звуками Произношение звука в изолированном виде,
и буквами
в словах.
Определение места звука в слове.
Звуковой анализ слова.
Моделирование буквы, слова.
Развитие
Работа по развитию умения произвольно
интонационной стороны регулировать темп речи, силу голоса,
речевое дыхание.
речи
Звукоподражательные игры, упражнения,
попевки.
Итоговое занятие
5-6 лет
Викторина «По дорогам Звуко-града».
12
6-7 лет
Викторина «Знайки Звуко-града».
На занятиях следует уделять особое внимание интонационной
выразительности речи. Важно научить дошкольника выделять интонационно
звук в слове, слово в предложении. Формирование мелодики речи, навыков
постановки логического ударения, умение управлять темпом и ритмом речи
позволит заложить основы выразительного чтения, научит ребенка выделять
значимую информацию, точно передавать в речи свои мысли и чувства.
Подготовка к обучению чтению
Основное содержание подготовки к обучению детей чтению
представлено следующими направлениями работы:
Звуки речи
Учить вслушиваться в звучание слов; узнавать, различать и выделять из
них отдельные звуки; определять их позицию в слове (начало, середина,
конец). Уточнять звучание звуков и их артикуляцию. Учить анализировать
особенности произношения и звучания звука (положение губ, языка, зубов,
участие голоса, прохождение воздушной струи). Упражнять в умении
различать твердые и мягкие согласные. Дифференцировать звуки, близкие в
произношении
и
по
звучанию.
Учить
детей
устанавливать
последовательность звуков в слове. Познакомить с существенными
опознавательными признаками двух основных групп звуков русского языка гласных и согласных.
Образ буквы
Познакомить с образами букв русского языка (печатный шрифт).
Способствовать запоминанию ее целостного образа. Упражнять в умении
соотносить букву с соответствующим звуком (звуками). Дифференцировать
схожие по изображению буквы.
Предложение. Слово
Дать первоначальное представление о предложении и слове (членение
предложений на слова, последовательное выделение слов из предложений;
определение количества слов). Дать первоначальные представления о слоге и
ударении.
Развитие мелкой моторики рук
Систематически развивать мелкую моторику доминирующей руки.
Пальчиковая гимнастика в данном случае – это самые простые
упражнения, основанные на сгибании и разгибании пальцев, сжимании кисти
13
в кулак, постукивании пальцев по поверхности стола. Цель таких
упражнений – укрепить мышцы кисти, снять их излишнее напряжение,
исключить дрожание руки. В результате выполнения графических
упражнений дети учатся:
свободно регулировать движения по размаху, направленности,
степени нажима на карандаш, по ритму;
ориентироваться на листе бумаги;
воспроизводить линии различных конфигураций безотрывным
движением руки.
Развитие пространственной ориентировки
В зависимости от возрастных возможностей ребенок учится
ориентироваться
в
пространстве,
определять
пространственные
взаимоотношения относительно себя, относительно другого предмета и
относительно человека, стоящего, напротив.
4. Планируемые результаты
Результаты обучения по программе «Звуко-град»:
у детей сформировано умение делить слова на слоги;
сформировано умение проводить звуковой разбор слова.
развит фонематический слух и фонематическое восприятие;
развито умение звукового, слогового анализа и сопоставления
звуков по их артикуляторным и акустическим признакам;
развито умение различать гласные и согласные (мягкие,
твердые, звонкие, глухие) звуки;
развито умение соотносить звук и букву;
развиты умения вслушиваться в звучание слов, узнавать и
называть заданные звуки;
развиты мелкая моторика рук и графические навыки написания
печатных букв;
развита интонационная сторона речи;
развито сенсомоторное развитие детей.
воспитан интерес к родному языку;
воспитано бережное отношение и привязанность к культурным
ценностям родного языка;
воспитано стремление к общению со взрослыми и сверстниками.
14
II. Комплекс организационно-педагогических условий
1. Календарный учебный график
Года обучения
Начало учебного года
Окончание учебного года
Количество учебных недель
Количество часов в год
(академических)
Продолжительность занятий
Периодичность занятий
Аттестация
Объем и срок освоения
программы
Режим занятий
1 год обучения
01.09.2025г.
31.05.2026г.
36 недель
36 часов
2 год обучения
01.09.2025г.
31.05.2026г.
36 недель
36 часов
25 мин
1 раз в неделю
15 мая – 30 мая
36 часов,
1 год обучения
в соответствии с
расписанием
30 мин
1 раз в неделю
15 мая – 30 мая
36 часов,
1 год обучения
в соответствии с
расписанием
2. Условия реализации программы
Для реализации дополнительной образовательной программы «Звукоград» имеется специально оборудованное помещение для дополнительного
образования детей дошкольного возраста в соответствии с Постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об
утверждении
санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Оснащение кабинета дополнительного образования
Стол (1 шт.) и стул (1 шт.) логопеда для работы с документацией.
Учебные столы (8 шт.) и стулья (20 шт.) для детей.
Стол с зеркалом (50x100 см.) для детей (1 шт.)
Шкаф для хранения пособий (3 шт.)
Полка для хранения пособий (1 шт.)
Магнитная доска (1 шт.)
Магнитная азбука (1 шт.)
15
Компьютер (1 шт.)
Принтер (1 шт.)
Планшет настольный для игр с песком (1 шт.)
Серия «Логопедический городок» логопедическое пособие
«Домик» (автоматизация звуков; развитие фонематического анализа,
грамматического строя, связной речи; развитие навыков звуко-буквенного
анализа) (1 шт.)
Фланелеграф (1 шт.)
Зеркала для индивидуальной работы (20 шт.).
Графические схемы.
Графические изображения букв.
Индивидуальные разрезные азбуки.
Карточки со Звуковичками.
Наглядность: таблицы, картинки, игрушки, муляжи и др.
Картотека предметных картинок.
Флешки.
3. Формы аттестации
контрольные задания,
викторины,
участие в городских и региональных конкурсах, олимпиадах.
4. Методические материалы
Дидактические игры
«Назови слово». «Какой звук?». «Твердый или мягкий?». «Назови
пару». «Назови братца». «Цепочка слов». «Чудо шнурки». «Зашумленные
буквы (узнай буквы)». «В каком домике живет слог». «Буквы по кругу».
«Разрезные картинки-слова». «Трафареты букв». «Карманы для кубика».
«Разрезные буквы». «Ловись рыбка». «Какая буква спряталась?».
«Придумай слово по первому звуку названия картинки», «Подбери схему к
слову». «Раздели слова на слоги». «Отгадай слово». «Домики для звуков».
«Чух-чух, паровозик».
Цветовые сигналы для звукового анализа слов (красные, синие,
зеленые).
Детская литература («Грамматика в картинках», «Развиваем
внимание»).
16
Полоски-схемы звукового состава слов.
Специальная литература по вопросам подготовки к школе и подготовки
к грамоте, подборка статей, наглядный материал «Консультации для
родителей».
Методическое сопровождение программы включает:
конспекты занятий,
методические разработки,
консультации для родителей,
мастер-классы.
17
III. Список литературы
Основная литература
1. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М., 2015.
2. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. – С.-Пб., 2016.
3. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. –М.: Издательство Гном
2016.
Дополнительная литература
1. Жукова Н.С. Домашний букварь. –Екатеринбург, 2013.
2. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи – М., 2016.
3. Нищева, Н. В. Играйка-грамотейка. Разрезной алфавит, предметные
картинки, игры для обучения дошкольников грамоте: Учебно- методическое
пособие / Н.В Нищева. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.
18