«Детские игры и упражнения для формирования и развития коммуникативных компетенций»

14.04.2025

Формирование коммуникативных компетенций является важнейшим аспектом речевого и общего развития личности дошкольника.

В настоящее время проблема формирования коммуникативных компетенций является актуальной, так как наблюдения в педагогической деятельности позволили убедиться в том, что коммуникативные компетенции у дошкольников недостаточно развиты, они не могут точно выражать свои мысли, просьбы, правильно сформулировать предложение, лексически верно произнести речь, донести информацию до собеседника, добиться обратной связи, что в свое время приводит к конфликтным ситуациям. Предлагаем несколько игр и упражнений для формирования и развития коммуникативных компетенций. Они подобраны с учетом возрастных психологических особенностей детей дошкольного возраста.

1.   Давайте познакомимся

Цель: Позволяет участникам познакомиться друг с другом, привыкнуть, адаптироваться в новой среде.

Упражнение проводится в кругу. Каждый участник называет себя по имени (если хочет, то что-то рассказывает о себе, своем имени).

2.   Снежный ком

Цель: Способствует запоминанию имен всех участников группы, продолжает знакомство.

Первый участник (например, слева от ведущего) называет свое имя. Следующий – повторяет его, затем называет свое. Третий участник повторяет два имени и называет свое. И так по кругу. Упражнение заканчивается, когда первый участник назовет по именам всю группу.

3.   Мое имя

Цель: Способствует созданию комфортной обстановки для каждого участника, осознанию своей коммуникативной задачи.

    Каждый участник говорит по кругу о том, какое звучание его имени ему больше нравится. (Лена, Леночка, Алена, Елена…) и какое не нравится. Как он хочет, чтобы его называли в группе.

После этого упражнения можно опять повторить, кого как будут теперь звать в группе (Лена или Леночка и т.д.).

4.   Давайте поздороваемся

Цель: Продолжить знакомство, создать психологически непринужденную атмосферу.

В начале упражнения говорится о разных способах приветствия, реально существующих и шуточных. Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать свой собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться им. (Для каждого последующего занятия придумывается новый, ранее не использованный способ приветствия!).


 

5.   Встаньте все те, кто…

Цель:Развитиевнимания,наблюдательности,умениепониматьзначениеслови конструкций, а так же продолжения группового знакомства.

Ведущий предлагает встать тем, кто…

-   любит бегать,

-   радуется хорошей погоде,

-   имеет младшую сестру,

-   любит дарить цветы и т.д.

При желании роль ведущего могут выполнять дети. После завершения упражнения детям задаются вопросы, подводящие итоги игры:

-    Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто из ребят запомнил, кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра? и т.д. Затем вопросы усложняются (включают в себя две переменные):

-    Кто у нас в группе любит сладкое и имеет младшею сестру? Каждый вопрос адресуется конкретному ребенку, если он не может ответить сам – ему помогает группа.

6.   Опиши друга

Цель: Развитие внимательности и умение описывать то, что видел, продолжение знакомства.

Упражнение выполняется в парах (одновременно всеми участниками).

Дети стоят спиной друг к другу и поочереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера.

Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, на сколько ребенок был точен.

7.   Что изменилось

Цель: Развитие внимания и внимательности, необходимые для эффективного общения, умение ориентироваться в ситуации общения.

Каждый ребенок по очереди становиться водящим. Водящий выходит из комнаты. За это время в группе производится несколько изменений в одежде, можно пересесть на другое место (но не больше двух – трех изменений; все производимые изменения должны быть видимые).Задача водящего –правильно подметить происшедшие изменения.

8.   Как ты себя чувствуешь?

Цель:     Развитие внимательности, эмпатии, умения чувствовать настроение другого, приходить ему на помощь.

    Упражнение выполняется по кругу. Каждый ребенок внимательно смотрит на своего соседа слева и пытается догадаться, как тот себя чувствует, рассказывает об этом.

Ребенок, состояние которого описывается, слушает и затем соглашается со сказанным или не соглашается, дополняет.

9.   Мое настроение

Цель: Развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроения других, благодарить за оказанную ему помощь, развитие эмпатии.

Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, состоянием, можно показать его в движении – все зависит от фантазии и желания ребенка.


 

10.   Подарок на всех (цветик-семицветик)

Цель: Развитие чувства коллектива, умения дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, осуществлять взаимопомощь в процессе общения.

Детям дается задание: «Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?» Или: «Если бы у нас был цветик – семицветик, какое бы желание ты загадал?» Каждый ребенок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

Лети, лети, лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг, Лишь коснешься ты земли, быть по–моему вели. Вели, чтобы…

В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

11.   Портрет самого лучшего друга

Цель: Развитие анализа и самоанализа совместной деятельности.Хочу такой сайт

   Детям дается задание нарисовать портрет своего самого лучшего друга. Затем проводится беседа:

-   Кого ты считаешь своим самым хорошим, самым лучшим другом?

-   Какими качествами обладает этот человек?

-   Хотите ли вы, чтобы вас считали хорошим другом?

-   Что для этого надо делать, как себя вести?

В ходе общего обсуждения формулируются правила радостного общения, которые рисуют в доступной для детей схематичной форме или же записывают их на листе ватмана печатными буквами (если дети уже умеют читать). Например:

-   Помогай друзьям.

-   Делись с ними, учись играть и заниматься вместе.

-    Останови друга, если он делает что-то плохое. Скажи ему, если он в чем-то не прав.

-   Не ссорься, не спорь по пустякам; играй со всеми дружно.

-   Не завидуй.

-   Если поступил плохо, не бойся признаться в этом, извинись.

-   Спокойно принимай советы и помощь других ребят.

-   Не радуйся, когда кто-то проигрывает. Если можешь, помоги ему.

-    Если проиграл сам, не срывай злость на других, может быть, ты выиграешь в следующий раз.

12.   Руки знакомятся. Руки ссорятся. Руки мирятся

Цель: Соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение, умение общаться со сверстниками.

Упражнение выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.

Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2-3минуты):

-    Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки.

-       Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.


-   Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями.

Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше.

13.   Кто тебя позвал, узнай

Цель: Развитие чувствования детьми друг друга, дифференцировка слухового восприятия, соотнесение человека и его звукового образа, развитие эмпатии.

Дети, каждый по очереди, становится в конец комнаты и закрывают глаза – водят. Два человека из группы по очереди зовут водящего по имени. Задача водящего – отгадать, догадаться, кто его позвал. Если дети хорошо знакомы друг с другом, то можно усложнить задание, предложив детям изменить голос.

14.   Интонация

Цель:Развитиеудетейпониманияичувствованиядругдруга,дифференцировка слухового восприятия, развитие эмпатии.

Ведущий вводит понятие об интонации. Затем детям предлагается по очереди повторить с различными чувствами с различной интонацией различные фразы (зло, радостно, задумчиво, с обидой):

-   Пойдем играть.

-   Дай мне игрушку и др.

15.   Рисование

Цель: Развитие эмпатии, творческого воображения, умения осуществлять взаимопомощь в процессе деятельности (делиться исходным материалом), умения договариваться, приходить к общему мнению.

Детям дается задание: «Нарисуйте доброе животное и назовите его ласковым именем», наградите его каким-нибудь «волшебным» средством понимания.

Рисование проводится под тихую, спокойную музыку, красками или яркими мелками, фломастерами на нелинованных белых листах.

Затем устраивается выставка рисунков добрых животных, проводится обсуждение рисунков. (Что говорит о том, что это животное доброе? Какие средства использовал художник? и т. д.)

15.Вежливые слова

Цель: Развитие уважения в общении, привычки пользоваться вежливыми словами.

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Затем упражнение усложняется: надо называть только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет), благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста), извинения (извините, простите, жаль), прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

В конце упражнения спрашивается, какие чувства вызвали вежливые слова у того, кто их говорил, и у того, кому они были адресованы.

Упражнения:

«Мы вместе». Дети берутся за руки и образуют круг. С закрытыми глазами все вместе выполняют команды ведущего: перестроиться в треугольник, в квадрат, сесть, встать, попрыгать на одной ножке и т.д.

Рисунок «Моя группа». Дети выполняют рисунки, а затем обсуждают, почему рисунки оказались разными. Позже можно, используя эти рисунки, составить коллаж.

Педагог-психолог: Щербакова Ирина Александровна

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 14.04.2025

Дата обновления: 14.04.2025

Дата публикации: 14.04.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».