Развитие фонематических процессов у детей в онтогенезе
12.08.2025
Усвоение фонематической системы языка происходит в
тесной взаимосвязи двух основных процессов: восприятия фонем и их
воспроизведения.
М.Ф. Фомичева подчеркивает, что восприятие и
воспроизводство звуков родного языка – это согласованная работа речеслухового и
речедвигательного анализаторов, где хорошо развитый фонематический слух
позволяет выработать четкую дикцию – подвижность и тонкую дифференцированную
работу артикуляционных органов, обеспечивающих верное произношение каждого
звука.
Исследователи Г.В.
Чиркина, М.Ф. Фомичева, Л.Ф. Спирова,
Р.И. Лалаева считают, что
фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, обладающий
способностью осуществлять операции узнавания и различения фонем, составляющих
звуковую оболочку слова. Только при его наличии возможно понимание смысла
отдельных слов. Они считают, что фонематический слух и фонематическое восприятие – это один термин.
В онтогенезе способность различать речевые звуки возникает значительно раньше и развивается
интенсивнее, чем способность артикулировать.
Фонематическое восприятие, формирование фонематических
представлений возможно при наличии первичного речевого слуха, который
развивается в процессе непосредственного речевого общения. Более высокой формой
развития речевого слуха является фонематический слух.
В овладении речью главная роль принадлежит слуху.
Одновременно с развитием слуха у ребенка появляются голосовые реакции:
разнообразные звуки, различные звукосочетания и слоги.
Фонематические
представления – дифференциация
фонем и фонематические обобщения – формируются у детей в результате восприятия
и наблюдения за речью взрослых. В речи встречаются различные варианты фонем, их
сопоставления и обобщения. Так складываются константные фонематические
представления – способность воспринимать каждый речевой звук в различных
вариантах его звучания как тождественный себе.
В возрасте 2-3
месяца, когда появляется лепет, происходит первичное развитие фонематического слуха: ребенок прислушивается к звукам, отыскивает источник звука, поворачивает
голову к говорящему.
К 6 месяцам в
лепете ребенка появляются четкие звуки, но они еще недостаточно устойчивы и
произносятся в коротких звукосочетаниях. Среди гласных ясно звучит звук а,
среди согласных – п, б, м, к, т. В это время ребенок хорошо понимает интонацию
взрослого и реагирует на тон голоса.
К году ребенок
хорошо произносит простые по артикуляции звуки: гласные – а, у, и, согласные –
п, б, м, н, т, д, к, г.
Р.Е. Левина отдельно дает определение фонематического восприятия – это
способность различать фонемы и определять звуковой состав слова.
По мнению Л.С. Волковой, фонематическое восприятие – это умственные действия по
дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова как его единицы. В
ходе формирования этого вида восприятия проходит перестройка первичного
речевого слуха, овладение им и использование в целях решения новых задач.
Развитие этих действий происходит в определенной последовательности: различение
гласных, затем согласных.
Фонематическое восприятие в
процессе онтогенетического развития
проходит определенные стадии:
1.
полное отсутствие дифференциации звуков речи;
2.
различие акустически далеких фонем, в то время, когда акустически близкие фонемы не дифференцируются;
3.
различие
звуков в соответствии с их смыслоразличительными признаками;
4.
нестойкость фонематической дифференциации при восприятии незнакомых слов;
5.
правильное и неправильное произношение.
По данным исследований Г.Р. Шашкиной, развитие и становление
произношения у всех детей происходит в разные сроки. Одни дети произносят
большее число звуков и более отчетливо, а другие – меньшее и менее четко.
Качество произношения зависит от состояния и подвижности органов
артикуляционного аппарата, который еще только начинает активно функционировать.
На втором году жизни
дети начинают активно произносить звуки э, ы, и, но твердые согласные у них
звучат как мягкие – ть, дь, сь, зь. У детей возрастает способность к подражанию
речи взрослых, интенсивно развивается понимание речи других. К этому времени
ребенок начинает активно и самостоятельно употреблять в речи простые по
структуре слова.
На третьем году
жизни подвижность артикуляционного аппарата повышается, но произношение
ребенка еще не соответствует норме. В этом возрасте ребенок пытается приблизить
свое произношение к общепринятому, трудные по артикуляции звуки он заменяет
простыми. Например, звук ц заменяется звуком ть или сь, звуки л и р – звуком ль
или й и т.д. К трем годам четко
оформляется артикуляция губно-зубных: ф, в и фь, вь. Фонематическое восприятие
в это время уже хорошо развито: дети почти не смешивают слова, близкие по
звучанию, и пытаются сохранить слоговую структуру слова.
На четвертом
году жизни происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата,
движения мышц становятся более координированными. В речи появляются твердые
согласные, шипящие звуки, правильно произносятся слова со стечением нескольких
согласных. В это время дети отмечают ошибки в произношении других, легко различают
близкие по звучанию звукосочетания и слова, т.е. у них происходит дальнейшее развитие фонематического восприятия.
Фонематические процессы у детей к пяти годам совершенствуются: они узнают звук в потоке речи, могут
подобрать слово на заданный звук, различают повышение или понижение громкости
речи и замедление или ускорение темпа.
К шести годам дети
способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной
слоговой структуры. Хорошо развитый фонематический слух позволяет ребенку
выделить слоги или слова с заданным звуком из группы других слов,
дифференцировать близкие по звучанию фонемы.
Произносительная сторона речи ребенка седьмого года жизни максимально
приближается к речи взрослых, с учетом норм литературного произношения.
Как правило, ребенок имеет достаточно развитое
фонематическое восприятие, владеет некоторыми навыками звукового анализа
(определяет количество и последовательность звуков в слове), что является
предпосылкой к овладению грамотой.
По мнению Р.И. Лалаевой, элементарный фонематический
анализ – это выделение (узнавание) звука на фоне слова, он появляется у детей
дошкольного возраста спонтанно. Более сложная форма фонематического анализа –
вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места (начало,
середина, конец). И, самая сложная форма фонематического анализа – определение
последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим
звукам.
Итак, к моменту поступления в школу, у ребенка сформировано
звукопроизношение, хорошо развиты все стороны речи, что дает возможность
успешно овладевать программным материалом в школе.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 12.08.2025
Дата обновления: 12.08.2025
Дата публикации: 12.08.2025