Кризис трёх лет
14.09.2025
«Я сам!», «Я уже взрослый!»
Ребенок в 3 года стремится к самостоятельности во всем:
например, он сам пытается завязать шнурки и почистить зубы. Бытовые навыки в
этом возрасте уже достаточно развиты, все необходимые гигиенические и другие повседневные
процедуры малыш вполне может выполнить самостоятельно.
Симптоматика кризиса
ü НЕГАТИВИЗМ.
На все предложения взрослых ребенок отвечает отказом. Он не
делает что-то только потому, что это
предложил ему взрослый человек.
ü УПРЯМСТВО.
Ребенок настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень
хочется, а потому, что он сам об
этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались.
Упрямый ребенок настаивает на том, что ему не так уж сильно хочется, или совсем
не хочется, или давно расхотелось.
ü СТРОПТИВОСТЬ.
Малыш вдруг восстает против обычных дел, которые раньше
выполнял без проблем. Категорически отказывается умываться, есть, гулять с
собакой. Ребенок стремится настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему
предлагают и делают другие.
ü СВОЕВОЛИЕ.
Теперь всегда на первый план выходит то самое до боли
знакомое «Я сам!». Он
норовит делать сам все, что умеет и не умеет. Многое пока не получается.
ü ПРОТЕСТ-БУНТ.
Малыш со всеми идет на конфликт. Протест-бунт ребенка
– это ответ на давление со стороны
родителей, и их желание все решать за малыша.
ü ОБЕСЦЕНИВАНИЕ.
Что обесценивается в глазах ребенка? То, что раньше было
привычно, интересно и дорого, 3-летний ребенок может начать ругаться, отбросить
или даже сломать любимую игрушку.
Ребенок жестко проявляет свою власть над окружающими его
взрослыми, диктуя, что он будет есть, а что не будет, может мама уйти из дома
или нет и т.д. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно
возникает ревность, направленная
на брата или сестру.
Как себя вести, чтобы победителями
вышли все?
Ø Сменить тактику и стратегию общения с ребенком: пора признать, что он
взрослый (ну почти!), уважать его мнение и стремление к самостоятельности. Не
надо делать за ребенка то, что он может сделать сам, пусть как можно больше
пробует - все, что не опасно для жизни: моет пол, накрывает на стол, стирает. Ну развезет воду,
разобьет пару тарелок - не велика потеря. Зато сколькому научится и как
самоутвердится!
Ø Дочь, пыхтя, натягивает
кофточку, так хочется ей помочь, но малышка не оценит Вашего
стремления. Чем больше у ребенка будет опыт самостоятельных поступков и
принятия решений, чем больше успехов и (увы) ошибок он совершит, тем быстрее
пройдет кризис, тем быстрее он научится взаимодействовать с людьми.
Ø Для благополучного
развития ребенка подчеркивайте, какой
он уже большой, не «сюсюкайтесь». Разговаривайте с
ним, как с равным, как с человеком мнение которого Вам интересно.
Ø Постоянно предлагать выбор (либо иллюзию выбора - такая вот
хитрость во благо всем). Скажем, мама знает - пора на прогулку, и предлагает:
«Костик, мы гулять пойдем пешком по ступенькам или на лифте?». (Варианты: в
черной куртке или зеленой?).
Ø Очень важно,
чтобы все члены семьи приняли
одну тактику воспитания. Чтобы ребенок не думал, почему при маме
«нельзя», а при бабушке «можно». Помните,
что ребенок как бы испытывает Ваш характер, и находит в нем слабые
места. Он проверяет по несколько раз в день, действительно ли то, что было
запрещено утром, запретят и вечером. Проявите твердость. Установите четкие
правила (нельзя убегать на улице от мамы, трогать горячую плиту и т.д.).
Запретов не должно быть слишком много.
Ø Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек. Например, если
ребенок отказывается есть, не настаивайте, посадите мишку за стол и пусть малыш
его кормит, но мишка хочет есть по-очереди - ложка ему, ложка Коле. Обыграть
можно многое: поездку в машине, умывание, одевание... Сделайте
общение с ребенком своего рода игрой.
Ø Пик кризиса – это истерики и как правило «на людях». Что делать в
этом случае? На ультимативное
требование говорим твердое и жесткое «Нет!». И отворачиваемся.
Главное, сохранить внешние
спокойствие и бесстрастность - как бы тяжело это ни давалось. Малыш
кричит, падает на пол, стучит ногами, прохожие смотрят осуждающе. Придется
терпеть. Пойдешь на поводу - и истерика станет у ребенка привычным инструментом
достижения цели в общении с родителями.
Кризис трех лет у детей нужно
просто переждать как бурю, пережить как землетрясение и перенести как болезнь.
Педагог - психолог: Щербакова Ирина Александровна
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 14.09.2025
Дата обновления: 14.09.2025
Дата публикации: 14.09.2025