"Адаптация детей раннего возраста к детскому саду"
14.09.2025
Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего,
первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все
дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на садик
плачем. Чем старше ребенок, тем быстрее он способен адаптироваться.
Что даёт посещение
детского сада ребёнку?
- Общение
со сверстниками;
- Возможности
для интеллектуального и физического развития;
- Приобретение
самостоятельности.
Родителям важно знать, что при поступлении в детский сад все дети проходят
через адаптационный период.
Что такое адаптация?
Адаптацией принято называть процесс вхождения ребёнка в новую среду и
привыкание к её условиям. В силах родителей и педагогов сделать жизнь ребёнка
счастливой, интересной и насыщенной.
Фазы адаптационного периода:
В зависимости от длительности адаптационного периода различают три степени
приспособления ребёнка к детскому саду:
- Лёгкая
(от 1 до 16 дней)
- Средняя
(от 16 до 32 дней)
- Тяжёлая
(от 32 до 64 дней)
Степень социальной адаптации зависит от индивидуально – психологических
особенностей ребенка. Может происходить от одного дня и более
При легкой адаптации отрицательное
эмоциональное состояние длится недолго. В это время малыш плохо спит, теряет
аппетит, неохотно играет с детьми. Но в течение первого месяца после
поступления в детский сад по мере привыкания к новым условиям все
нормализуется. Ребенок как правило не заболевает в период адаптации.
При адаптации средней тяжести
эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно и на протяжении
первого месяца после поступления он болеет, как правило, острыми респираторными
инфекциями. Заболевание длится 7-10 дней и завершается без каких-либо осложнений.
Самой нежелательной является тяжелая
адаптация, когда эмоциональное состояние ребенка нормализуется очень медленно
(иногда этот процесс длится несколько месяцев). В этот период ребенок либо
переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо
проявляет стойкие нарушения поведения. Тяжелая адаптация отрицательно влияет
как на состояние здоровья, так и на развитие детей.
адаптации:
Алгоритм прохождения
адаптации:
Ступенчатая адаптация
Чтобы привыкание к ДОУ было максимально безболезненным для ребенка, нужно
сделать его постепенным (у каждого ребенка проходит индивидуально):
- В
течении 1-й недели ребенок посещает детский сад 1-2 часа;
- В
течении следующей недели увеличивается время пребывания на 1-1,5 часа
(дети проходят основные режимные моменты);
- Полная
адаптация – 10-12 недель.
В период адаптации очень важно соблюдать следующие рекомендации:
- Устройство
лучше проводить во время вашего отпуска, так как в первое время ребенок
находится не более 1-2 часов
(это регулирует воспитатель по мере наблюдения за малышом);
- В
период адаптации прислушивайтесь к советам и просьбам персонала;
- В
период приспособления к новым условиям нужно тщательно наблюдать за
изменениями в состоянии здоровья малыша и своевременно сообщать о них
работникам детского сада;
- В
период адаптации малыш особенно нуждается в теплом, ласковом обращении с
ним. Будьте внимательны к малышу, заботливы и терпеливы;
- Дома
необходимо поддерживать спокойную обстановку.
- Первое
время около месяца, стоит оставлять ребенка только до обеда. Если ребенок
сам выразит желание остаться в группе и спать вместе с детьми, то
оставляйте его. Если малыш еще не готов оставаться – не торопите события.
Лучше немного подождать и не травмировать психику, чем поспешить и
получить травму.
- Некоторые
родители ошибочно полагают, что если ребенок сходил 2-3 дня в группу
нормально, то его можно оставлять на весь день. Это не так. Первая неделя
– это знакомство с новым, настоящая адаптация начинается со второй недели,
когда малыш понимает, что сюда ему придется ходить каждый день.
- Если
есть возможность, устраивайте иногда незапланированный выходной или даже
небольшие каникулы.
- Не
удивляйтесь, если вы уже справились с проблемой адаптации, а она опять
возникла после болезни или больших выходных, когда ребенок долго находился
дома.
- Искренне
радуйтесь успехам малыша и ищите как можно больше плюсов.
- В саду
дети очень скучают по родителям, дома не отправляйте его играть с
игрушками, если он хочет побыть с вами.
- Создайте
дома атмосферу уютной тишины и спокойствия.
- Перед
сном почитайте малышу книжку, послушайте музыку, спокойно поговорите о
чем-нибудь.
Чтобы привыкание к ДОУ было максимально безболезненным для ребенка, нужно
сделать его постепенным (у каждого ребенка проходит индивидуально):
- В
течении 1-й недели ребенок посещает детский сад 1-2 часа;
- В
течении следующей недели увеличивается время пребывания на 1-1,5 часа
(дети проходят основные режимные моменты);
- Полная
адаптация – 10-12 недель.
В период адаптации очень важно соблюдать следующие рекомендации:
- Устройство
лучше проводить во время вашего отпуска, так как в первое время ребенок
находится не более 1-2 часов
(это регулирует воспитатель по мере наблюдения за малышом);
- В
период адаптации прислушивайтесь к советам и просьбам персонала;
- В
период приспособления к новым условиям нужно тщательно наблюдать за
изменениями в состоянии здоровья малыша и своевременно сообщать о них
работникам детского сада;
- В
период адаптации малыш особенно нуждается в теплом, ласковом обращении с
ним. Будьте внимательны к малышу, заботливы и терпеливы;
- Дома
необходимо поддерживать спокойную обстановку.
- Первое
время около месяца, стоит оставлять ребенка только до обеда. Если ребенок
сам выразит желание остаться в группе и спать вместе с детьми, то
оставляйте его. Если малыш еще не готов оставаться – не торопите события.
Лучше немного подождать и не травмировать психику, чем поспешить и
получить травму.
- Некоторые
родители ошибочно полагают, что если ребенок сходил 2-3 дня в группу
нормально, то его можно оставлять на весь день. Это не так. Первая неделя
– это знакомство с новым, настоящая адаптация начинается со второй недели,
когда малыш понимает, что сюда ему придется ходить каждый день.
- Если
есть возможность, устраивайте иногда незапланированный выходной или даже
небольшие каникулы.
- Не
удивляйтесь, если вы уже справились с проблемой адаптации, а она опять
возникла после болезни или больших выходных, когда ребенок долго находился
дома.
- Искренне
радуйтесь успехам малыша и ищите как можно больше плюсов.
- В саду
дети очень скучают по родителям, дома не отправляйте его играть с
игрушками, если он хочет побыть с вами.
- Создайте
дома атмосферу уютной тишины и спокойствия.
- Перед
сном почитайте малышу книжку, послушайте музыку, спокойно поговорите о
чем-нибудь.
Объективными показателями
окончания периода адаптации у детей являются:
· хороший аппетит;
· бодрое
эмоциональное состояние;
· полное
восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение;
· соответствующая
возрасту прибавка в весе.
Игры в период адаптации ребенка к детскому саду
Чтобы снизить напряжение
необходимо переключить внимание малыша на деятельность, которая приносит ему
удовольствие. Это, в первую очередь, игра.
Игра «Наливаем,
выливаем, сравниваем»
В таз с водой опускаются
игрушки, поролоновые губки, трубочки, бутылочки с отверстиями. Можно заполнить
миску с водой пуговицами, небольшими кубиками и т.д. и поиграть с ними:
· взять как можно
больше предметов в одну руку и пересыпать их в другую;
· собрать одной рукой,
например, бусинки, а другой – камушки;
· приподнять как
можно больше предметов на ладонях.
После выполнения каждого
задания ребенок расслабляет кисти рук, держа их в воде. Продолжительность
упражнения – около пяти минут, пока вода не остынет. По окончании игры руки
ребенка следует растирать полотенцем в течении одной минуты.
Игра «Рисунки на песке»
Рассыпьте манную крупу на
подносе. Можно насыпать ее горкой или разгладить. По подносу проскачут зайчики,
потопают слоники, покапает дождик. Его согреют солнечные лучики, и на нем
появится рисунок. А какой рисунок, вам подскажет ребенок, который с
удовольствием включится в эту игру. Полезно выполнять движения двумя руками.
Игра «Разговор с игрушкой»
Наденьте на руку
перчаточную игрушку. На руке ребенка тоже перчаточная игрушка. Вы прикасаетесь
к ней, можете погладить и пощекотать, при этом спрашиваете: «Почему мой …
грустный, у него мокрые глазки; с кем он подружился в детском саду, как зовут
его друзей, в какие игры они играли» и т.д. Побеседуйте друг с другом,
поздоровайтесь пальчиками. Используя образ игрушки, перенося на него свои
переживания и настроения, ребенок скажет вам, что же его тревожит, поделится
тем, что трудно высказать.
Уважаемые родители чаще играйте со
своими детьми! Они будут окружены любовью, заботой и легче перенесут адаптацию
к детскому саду!
Воспитатель: Татунова Елена Николаевна
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 14.09.2025
Дата обновления: 14.09.2025
Дата публикации: 14.09.2025