«Роль подражания в развитии детей раннего возраста»
13.11.2025
Подражание имеет большое значение для становления личности, формирования интеллектуальных способностей и социальной адаптации ребенка.
Л. С. Выготский говорил о его роли в формировании основных человеческих качеств и свойств, в овладении всеми видами деятельности.
На каждом этапе своего развития ребенок сталкивается с новыми задачами, новой социальной ситуацией, ориентироваться в которой ему помогает подражание. При подражании взрослым у него формируются новые формы поведения.
Уже в период 1-го года жизни ребенок может повторять за взрослыми некоторые движения: качать головой, показывать язык, хлопать в ладоши и т. д. У ребенка появляются мимические движения.
В начальный период формирования речи у ребенка появляются предречевые вокализации. Он может имитировать различную интонацию и ритм услышанной речи взрослого. Ребенок подражает мимике взрослого и его жестикуляции.
После 6-го месяца подражание ребенка становится более активным, появляются новые имитационные движения. Этот период можно назвать периодом настоящей имитации.
Коммуникационные средства общения ребенка увеличиваются, он начинает больше манипулировать с предметами. Подражательные движения ребенка формируют у него образ предмета. Чем чаще взрослый производит определенные движения, называет их, поощряет имитацию их ребенком, тем быстрее ребенок начнет имитировать их.
Со 2-го года жизни ребенок становится более активным, увеличивается количество его подражательных движений.
Взрослый становится для него примером, глядя на который, ребенок начинает активно взаимодействовать с предметами: имитирует разговор по телефону, листает книжку, делая вид, что читает ее, и т. д. Это обусловливает у него формирование нового вида деятельности – предметной игры.
Следующим этапом подражания являются действия ребенка, выстраиваемые в определенной последовательности. Например, в игре с куклой он, имитируя действия взрослого, кормит ее, собирает на прогулку, укладывает спать и пр.
В 3 года подражание ребенка все больше становится похожим на поведение взрослых.
Ребенок выделяет взрослого как основное действующее лицо, но, как правило, это конкретный взрослый из непосредственного окружения ребенка. Взрослый выступает сначала в его отношении к предметам, а позже, начиная со второй половины третьего года, и в отношении к другим участникам практической ситуации. Результат подражания - создание ориентировки в ситуации повседневной жизни ребенка в целом, в разных ее аспектах - «предметном» и «межличностном». Так подготавливаются необходимые условия для становления ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста - сюжетно - ролевой игры.
Игровые упражнения на развитие общего подражания имеют своей целью развитие понимания речи, учат соотносить речь и движения, развивают подражание движениям рук взрослого, развивают подражание движениям взрослого. Для достижения этих целей хорошо подойдут разнообразные пальчиковые игры с небольшим текстом такие как: «Ладушки», «Часики», «Капуста» и др. А такие игры как «Мы ногами топ-топ-топ! », «Хлопы-шлёпы», «Слышим-делаем», «Деревце» и др. развивают общую моторику и умение подражать движениям.
Игра «Хлоп-Шлёп» отличный способ занять ребёнка и заставить его немного встряхнуться. Будет весело не только малышу, но и его маме. Что развивает? Эта игра способствует физическому развитию ребёнка, координации движений и быстроте реакции. Для игры понадобятся: Только ваши ладошки
Как играть (правила)
Шаг 1. Сядьте с малышом друг напротив друга. Хлопните в ладоши, говоря "Хлоп!", после этого шлепните ладонями по бедрам, говоря "Шлёп!".
Шаг 2. Предложите малышу повторить ваши действия и слова.
Шаг 3. Поиграйте, хлопая в ладоши и шлёпая по бёдрам, убыстряйте темп и говорите: "Хлоп - Шлёп".
Шаг 4. Усложните задачу, если видите, что малыш справляется. Делайте два хлопка и 1 шлепок, два хлопка и 2 шлепка.
Старославянские игры «Ладушки» и «Сорока-ворона» великолепно развивают речь, мелкую моторику, память и чувст¬во ритма у ребёнка. Кроме того, песенки, которые хорошо рифмуются, важны для по¬знания математических азов, музыкальных законов и развития языка.
Также можно использовать следующую потешку:
Мыли мылом ушки, (изображаем, как мы моем ушки)
Мыли мылом ножки, (изображаем, как мы моем ножки)
Ах, какие ладушки, (ладошки поднимаем над головой)
Ладушки – ладошки. (крутим ладошками над головой)
Наварили кашки,
Помешали ложкой, (как в «сороке-вороне» пальчик крутим по ладошке)
Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки.
Строили ладошки(ладошки изображают домик над головой)
Домик для матрёшки.
Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки.
Прилегли ладошки(ладошки ложатся спать под щёку)
Отдохнуть немножко.
Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки.
Педагог-психолог: Щербакова Ирина Александровна
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.11.2025
Дата обновления: 13.11.2025
Дата публикации: 13.11.2025